Космонавтика

A  B  C  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   

 

Полет космического корабля Аполлон-11

16 июля 1969 г. в 13 ч 32 мин по Гринвичу стартовала ракета-носитель Saturn V и корабль Apollo-11 с экипажем: Нейл Армстронг (командир корабля), Майкл Коллинз (пилот командного отсека) и Эдвин Олдрин (пилот лунного корабля).

Цель полета — посадка лунного корабля на Луну в районе Моря Спокойствия, в 190 км западнее кратера Маскелини, в точке с координатами 0°42′50″ с. ш. и 23°42′28″ з. д., выход на поверхность Луны Н. Армстронга и Э. Олдрина, сбор 60 кг лунного грунта, установка аппаратуры для исследования Луны, продолжительность пребывания на поверхности Луны вне корабля около 3 ч, старт с поверхности Луны и возвращение на Землю.

Общая расчетная продолжительность полета — 195 ч 19 мин.

Таблица 1.
Расчетная и фактическая программа вывода корабля Apollo-11 на траекторию полета к Луне.

Порядок операций
Время с момента
старта, ч:мин:сек
фактическое
расчетное
Стабилизированная платформа разарретирована
S-IC, команда на запуск ЖРД
S-IC, старт ЖРД № 5
S-IC, старт ЖРД № 1 и № 3
S-IC, старт ЖРД № 4
S-IC, старт ЖРД № 2
Все ЖРД дают полную тягу
-00:00:17,00
-00:00:08,90
-00:00:06,40
-00:00:06,10
-00:00:06,00
-00:00:05,90
-00:00:01,60
-00:00:17,00
-00:00:08,90
-00:00:06:40
-00:00:06,10
-00:00:06,00
-00:00:05,90
-00:00:01,50
Старт, дальность ноль, Т0
Освобождаются рычаги, начало движения
Разъединяется подводка питания
Начало маневра рыскания
Конец маневра рыскания
00:00:00,00
00:00:00,30
00:00:00,60
00:00:01,70
00:00:09,70
00:00:00,00
00:00:00,30
00:00:00,70
00:00:01,70
00:00:10,70
Начало маневра по тангажу и крену
S-IC, отклонение наружного ЖРД
Конец маневра по крену
Число Маха М=1
Максимальный скоростной напор
00:00:13,20
00:00:20,60
00:00:31,10
00:01:06,30
00:01:23,00
00:00:13,80
00:00:20,70
00:00:31,80
00:01:05,60
00:01:21,30
S-IC, выключение центрального ЖРД
Наклон удерживается
S-IC, выключение периферийных ЖРД
S-II, начало вентиляции бака Н2
Выключение насоса прокачки Н2
00:02:15,20
00:02:40,00
00:02:41,63
00:02:41,70
00:02:41,80
00:02:16,00
00:02:40,80
00:02:40,80
00:02:41,20
00:02:41,30
S-II, включение двигателя, осадки топлива
S-IC/S-II, разделение, включение тормозных РДТТ S-IC
S-II, включение соленоидов двигателя
S-II, включение двигателя, осадки топлива
S-II, клапан охлаждения закрыт
00:02:42,10
00:02:42,30
00:02:44,00
00:02:46,10
00:02:48,00
00:02:41,60
00:02:42,50
00:02:43,50
00:02:45,70
00:02:47,50
Сброс переходника
Система аварийного спасения, сброс
Начало итерационного управления
S-II, надув бака жидкого О2
S-II, выключение центрального ЖРД
00:03:12,30
00:03:17,90
00:03:24,10
00:04:21,60
00:07:40,60
00:03:11,80
00:03:17,50
00:03:22,60
00:04:21,40
00:07:40,10
S-II, наддув бака жидкого Н2
Итерационное управление тип 2
S-II, ЖРД на бедную смесь
S-II, выключение периферийных ЖРД
Итерационное управление, тип 3
00:07:41,60
00:08:14,80
00:08:18,80
00:09:08,22
00:09:08,23
00:07:41,10
00:08:08,80
00:08:18,80
00:09:11,72
00:09:11,73
S-IVB, включение двигателя, осадки топлива
S-II/S-IVB, разделение, включение тормозных двигателей S-II
S-IVB, команда на запуск ЖРД
Выключение насоса охлаждения горючим
S-IVB, зажигание ЖРД
00:09:08,90
00:09:09,00
00:09:09,20
00:09:10,40
00:09:12,20
00:09:12,30
00:09:12,40
00:09:12,60
00:09:13,90
00:09:15,70
S-IVB, ЖРД работает
S-IVB, сброс блоков ЖРД осадки топлива
Начало конечного этапа управления
Конец итереционного управления типа 3
S-IVB, команда выключения ЖРД по скорости
00:09:14,70
00:09:21,00
00:11:05,20
00:11:31,60
00:11:39,34
00:09:18,20
00:09:24,40
00:11:05,50
00:11:31,80
00:11:39,49
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, запуск двигателя № 1
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, запуск двигателя № 2
Выключение наддува бака жидкого О2
Выход на орбиту ожидания
Начало ориентации по горизонту

00:11:39,80

00:11:39,90
00:11:40,70
00:11:49,34
00:11:59,30

00:11:40,00

00:11:40,10
00:11:40,90
00:11:49,49
00:11:59,80
S-IVB, вентиляция бака Н2
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, выключение двигателя № 1
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, выключение двигателя № 2
Первые навигационные расчеты
Подготовка повторного запуска ЖРД S-IVB
00:12:38,50

00:13:06,50

00:13:06,60
00:13:21,10
02:34:38,20
00:12:38,70

00:13:06,70

00:13:06,80
00:13:20,30
02:34:37,30
S-IVB, включение воспламенительной форсунки Н2
Включение форсунки жидкого О2, О22
Включение гелиевого подогревателя
Выключение вентиляции жидкого Н2
Включение регулятора наддува бака Н2
02:35:19,80
02:35:20,00
02:35:20,20
02:35:20,40
02:35:26,30
02:35:18,90
02:35:19,00
02:35:19:30
02:35:19,50
02:35:25:40
Включение вспомогательного гидравлического насоса
Включение регулятора наддува бака О2
Включение охлаждающего насоса жидкого О2
Включение охлаждающего насоса жидкого Н2
Предклапаны закрыты
02:38:17,20
02:35:26,50
02:38:47,20
02:38:52,20
02:38:57,20
02:38:16,30
02:35:25,60
02:38:46,30
02:38:51,30
02:38:56,30
Состав смеси 4,5 включен
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, включение двигателя № 1
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, включение двигателя № 2
Выключение форсунки жидкого Н2, О22
Выключение форсунки жидкого Н2, О22
02:42:08,30

02:42:54,50

02:42:54,60
02:42:55,00
02:42:59,50
02:42:07,40

02:42:53,60

02:42:53,70
02:42:54,10
02:42:58,60
Выключение охлаждающего насоса жидкого Н2
Выключение охлаждающего насоса жидкого О2
Команда на повторный запуск ЖРД S-IVB
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, выключение двигателя № 1
Вспомогательная двигательная установка осадки топлива, выключение двигателя № 2
02:44:07,60
02:44:07,80
02:44:08,20

02:44:11,20

02:44:11,30
02:44:06,70
02:44:07,60
02:44:07,30

02:44:10,30

02:44:10,40
S-IVB, ЖРД J-2 работает
Регулировка состава смеси
Наддув бака Н2, включение двух реле
Начало конечной фазы управления
Команда на выключение управления
02:44:18,70
02:46:14,40
02:48:28,20
02:49 34,50
02:50:03,07
02:44:18,00
02:46:15,00
02:47:27,30
02:49:34,00
02:50:04,07
Выключение ЖРД J-2
Начало вентиляции жидкого Н2
Выход на траекторию полета к Луне
02:50:03,30
02:50:03,80
02:50:13,07
02:50:04,00
02:50:04,80
02:50:14,07

 

Таблица 2.
Номинальная траектория старта и последовательность операций Apollo-11

Время,
ч:мин:сек
Операции
Высота,
км
Скорость,
м/сек
Дальность,
км
00:00 00
00:01:21
00:02:15
Начало движения
Максимальный скоростной напор
S-IC, выключение центрального ЖРД
0,056
13,22
44,3
408,9
804,2
1982,2
0
5,0
46,1
00:02:40,8
00:02:41,6
00:02:43,2
S-IC, выключение периферийных ЖРД
S-IC/S-II, разделение
S-II, зажигание
66,2
67,0
67,7
2752,3
2762,7
2760
91,9
93,0
95,0
00:03:11,5
00:03:17,2
00:07:39,8
S-II, сброс переходника
Сброс системы аварийного спасения
S-II, выключение центрального ЖРД
91,8
96,0
179,3
2886
2980,2
5718,1
161,2
174,7
1112
00:09:11,4
00:09:12,3
00:09:15,4
S-II, выключение периферийных ЖРД
S-II/S-IVB, разделение
S-IVB, зажигание
185,91
185,92
185,93
6932,5
6935,6
6935,6
1640,2
1645,8
1646,5
00:11:40,1
00:11:50,1
02:44:14,8
02:50:03,1
02:50:13,1
S-IVB, выключение ЖРД
Выход на орбиту ожидания
S-IVB, повторное зажигание
S-IVB, выключение ЖРД
Выход на траекторию полета к Луне
188,3
188,2
198,3
322,7
336,5
7791,4
7793,1
7788,8
10846,7
10839,2
2641,0
2712,7
6452,5
4880,6
4829,25

 

 

Старт ракеты-носителя Сатурн-5 с космическим
кораблем Аполлон-11
Старт. Корабль Apollo-11 стартовал 16 июля 1969 г. в 13 ч 32 мин по Гринвичу с азимутом 72° в начале открытия стартового окна.

 

Такой старт давал возможность произвести посадку на Луне в расчетном месте № 2 при угле возвышения Солнца около 10°, при общей продолжительности полета 8 сут 3 ч, обеспечивал резерв топлива для ЖРД служебного отсека, соответствующий изменению скорости 52 м/сек. Первая ступень ракеты Saturn V закончила работу на дальности 93,5 км, подняла аппарат на высоту 67 км и увеличила его скорость до 2760 м/сек.

Вторая ступень S-II закончила работу на дальности 1640,2 км, подняла аппарат на 187 км и увеличила его скорость до 6935,6 м/сек. Двигаясь по баллистической траектории через 20 мин после отделения, вторая ступень упала в Атлантический океан на расстоянии 4250 км от места старта.

Третья ступень ракеты Saturn V начала работать сразу после отделения ступени S-II. ЖРД J-2 проработал 145 сек, увеличил скорость корабля Apollo до 7791,4 м/сек и вывел его на орбиту ожидания 184,2/190,3 км с наклоном к экватору 32,51°.

Экипаж имел возможность управлять ракетой-носителем Saturn V в случае неисправности инерциальной платформы основной системы управления и навигации приборного отсека. На участке работы ступени S-1C экипаж мог переключить управление ракетой-носителем с системы управления приборного отсека на систему управления и навигации, действующую из командного отсека. При отказе автоматической системы во время работы второй и третьей ступеней ракеты экипаж переходит на ручное управление, посылая с помощью рукояток управления через бортовую ЭЦВМ сигналы в приборный отсек.

Apollo-11 оставался на орбите ожидания в течение полутора оборотов, сохраняя постоянную ориентацию отноcительно местной горизонтали в течение одного оборота.

После проверки всех систем корабля и подготовки к полету на Луну экипажу из Центра управления полетом через радиостанцию в Карнарвоне (Австралия) было передано разрешение на старт к Луне.

Выход на траекторию полета к Луне. Через полтора оборота по орбите ожидания в момент времени T0+02 ч 44 мин 22 сек над Тихим океаном, чуть южнее экватора, был вторично включен ЖРД J-2 ступени S-IVB; он проработал 348 сек и увеличил скорость аппарата до 10 839,2 м/сек с запасом скорости в 1,83 м/сек для компенсации последующего маневра расстыковки Apollo и ступени S-IVB.

Через 25 мин после выхода на траекторию полета к Луне экипаж приступил к маневру перестроения, осуществив его с той же последовательностью операций, как и в полете Apollo-10.

В момент времени Т0+04 ч 09 мин корабль Apollo-11 был отброшен четырьмя пружинами от S-IVB со скоростью около 0,3 м/сек.

После отделения корабля был включен ЖРД служебного отсека на 2,9 сек, сообщивший приращение скорости 6 м/сек, чтобы отвести корабль на безопасное расстояние перед сливом топлива из баков S-IVB. Слив остатков топлива через камеру ЖРД J-2 вывел ступень S-IVB на траекторию, по которой, пройдя мимо задней кромки диска Луны, ступень вышла на орбиту вокруг Солнца.

Вместо четырех запланированных коррекций траектории полета к Луне была сделана лишь одна, в момент времени Т0+26 ч 45 мин, когда корабль Apollo-11 находился на расстоянии 202 136 км от Земли; корабль двигался со скоростью 1535 м/сек и вес его был равен 43 748 кг. ЖРД служебного, отсека был включен на 3 сек, приращение скорости составило 6,4 м/сек. Остальные 3 коррекции не производились, по-видимому, в результате этого корабль Арollо-11 прибыл к Луне на 4 мин раньше расчетного времени.

В течение всего пассивного полета к Луне корабль был освещен Солнцем, и чтобы обеспечить пассивное терморегулирование, он медленно вращался относительно продольной оси.

19 июля в момент времени Т0+75 ч 49 мин 28 сек на 4 мин раньше расчетного времени, когда корабль находился за Луной, был включен ЖРД служебного отсека; он проработал 357 сек и перевел корабль на эллиптическую орбиту ИСЛ с высотой в апоселении 313,8 км и в периселении 112,7 км. По этой орбите Apollo-11 сделал 2 оборота вокруг Луны и в Т0+80 ч 04 мин 51 сек, на 4 мин 39 сек раньше расчетного времени, был вторично включен ЖРД служебного отсека на 16,4 сек, в результате чего корабль перешел на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 121,5 км и в периселении 99,4 км. Эта орбита очень близка к номинальной орбите 120x100 км, которая под влиянием аномалий гравитационного поля Луны должна была перейти в круговую орбиту высотой 111 км. Примерно за 1 ч до полуночи Э. Олдрин на 2 ч перешел в лунный корабль для подготовки систем корабля к самостоятельному полету.

Мемориальная табличка на посадочной ступени
лунного модуля корабля «Аполлон-11»
Снижение лунного корабля и посадка на Луну. 20 июля после отдыха астронавты начали подготовку к посадке на Луну. Э. Олдрин в легком комбинезоне, а за ним Н. Армстронг в скафандре, но без гермошлема и перчаток переходят в лунный корабль и начинают подготовку бортовых систем к автономному полету. Затем Э. Олдрин возвращается в командный отсек, надевает скафандр и переходит в лунный корабль.

В момент времени Т0+100 ч 05 мин, на 4 мин 50 сек раньше расчетного времени, когда Apollo-11 находился за Луной, М. Коллинз произвел расстыковку, Н. Армстронг отвел лунный корабль на 12-15 м, повернул его по тангажу и рысканию, а М. Коллинз из командного отсека осмотрел лунный корабль и убедился в отсутствии у него повреждений.

Затем М. Коллинз включил ЖРД РСУ на 6,9 сек, основной блок получил приращение скорости 7,6 м/сек и перешел на эквипериодическую орбиту с максимальным удалением на 4,07 км от лунного корабля через полоборота.

Астронавты в лунном корабле проводят последние подготовительные операции: проверяют работу радиолокатора встречи, вводят данные в бортовую ЭЦВМ, проверяют согласование гироплатформ лунного корабля и командного отсека.

В момент времени Т0+101 ч 36 мин 14,07 сек (на 2 мин 34 сек раньше расчетного времени), когда лунный корабль находился за Луной, был включен ЖРД посадочной ступени; он проработал 15 сек на тяге 10% номинальной, 0,8 сек на переходном режиме и 13 сек на тяге 40% номинальной, в результате чего скорость лунного корабля уменьшилась на 22,6 м/сек и он перешел на снижение по орбите с высотой в периселении 15,8 км и в апоселении 106 км.

В момент времени Т0+102 ч 29 мин через основной блок, выполнявший роль ретранслятора, Н. Армстронгу было передано специальное разрешение Центра управления полетом на выполнение посадки на Луну.

Посадка осуществлялась в 3 этапа: торможение, приближение к точке посадки, вертикальная посадка.

В момент времени Т0+102 ч 33 мин 04 сек на расстоянии 424,7 км от места посадки № 2 начался этап торможения, был включен ЖРД посадочной ступени, он работал 26 сек на тяге 10% номинальной и 358 сек на номинальной тяге 4472 кг. Далее, в течение 2 мин тяга уменьшалась с 59 до 55% номинальной. На этапе торможения лунный корабль был повернут окнами вниз и астронавты заметили, что время пролета кратера Маскелини не совпало с необходимым. Пройдя кратер, лунный корабль развернулся по крену на 180° окнами вверх.

На входе в первый коридор на расстоянии 7,5 км от точки посадки (высота над поверхностью Луны Н=2,3 км, скорость V=550 км/ч, вертикальная скорость снижения Vy=45 м/сек) начался этап приближения к точке посадки.

На этапах торможения и приближения к точке посадки лунный корабль управлялся цифровым автопилотом, работавшим по программе Р-63.

Когда астронавты смогли видеть лунный горизонт и район посадки, до которого оставалось 5,8 км, Н. Армстронг переключил автопилот на программу Р-64. В соответствии с этой программой управление посадочным ЖРД и ЖРД РСУ лунного корабля производится автоматически по командам бортовой ЭЦВМ и посадочного радиолокатора, астронавты вручную могут корректировать лишь ориентацию.

Во второй коридор лунный корабль вошел на высоте H=150 м с горизонтальной скоростью V=74 км/ч, на расстоянии 600 м от точки посадки.

Когда лунный корабль, снизился до высоты H=140 м, Н. Армстронг увидел, что автопилот ведет корабль на посадку в кратер размерами с футбольное поле, усеянный крупными камнями до 3 м в поперечнике. Н. Армстронг выключил автоматическую программу Р-64 и перевел бортовую ЭЦВМ на полуавтоматическую программу Р-66; в соответствии с этой программой ЖРД посадочной ступени управляется автоматически, чтобы вертикальная скорость снижения была 1 м/сек, а ЖРД РСУ управляются полностью вручную, что обеспечивает необходимую величину горизонтальной составляющей скорости. С помощью ЖРД РСУ Н. Армстронг обеспечил горизонтальную составляющую скорости 3-4,5 м/сек и лунный корабль благополучно перелетел опасный для посадки кратер.

Н. Армстронг имел возможность переключить бортовую ЭЦВМ на программу Р-67. В этом случае управление вектором тяги посадочного ЖРД и ЖРД РСУ полностью производится вручную, а бортовая ЭЦВМ лишь поддерживает вертикальную скорость снижения на уровне 0,3 м/сек. Н. Армстронг не воспользовался программой Р-67, так как она затягивает процесс посадки.

Перелетев опасный кратер и выбрав для посадки подходящее место, Н. Армстронг затормозил горизонтальную скорость, одновременно осуществляя вертикальное снижение корабля; от струи посадочного ЖРД поднялось облако лунной пыли на высоту до 20 м, которое мешало визуальному определению высоты и скорости. Сигнальная лампочка, свидетельствующая о контакте щупов посадочных опор с поверхностью Луны, загорелась в момент времени Т0+102 ч 45 мин 04 сек, через 0,9 сек был выключен ЖРД посадочной ступени, все четыре ноги шасси встали на лунный грунт в Т0+102 ч 45 мин 40,197 сек. 20 июля 1969 г. в 20 ч 17 мин 40,197 сек впервые корабль, пилотируемый человеком, совершил посадку на Луну.

Вертикальная скорость в момент посадки была ~ 0,3 м/сек, горизонтальная скорость полностью не была погашена, на что указывал характер изгиба щупов на посадочных пятах. На грунт лунный корабль встал с наклоном 4,5° относительно лунной вертикали, ось рыскания составляла 13° с плоскостью траектории полета, ЖРД посадочной ступени проработал на 38 сек дольше расчетного времени.

После посадки вес лунного корабля был равен 7211 кг, остаток топлива в баках посадочной ступени составлял 1,85% (на 18 сек полета на номинальной тяге); при имитации посадки на Земле на моделирующих стендах, как правило, оставалось 5,5-6% топлива.

Apollo-11 совершил посадку почти на границе участка №2. После полета по фотоснимкам, привезенным астронавтами, были уточнены координаты точки посадки: 0°41′15″ с. ш. и 23°26′ в. д.

 

Олдрин у сейсмометра. На заднем плане видны лунный
модуль, флаг США, снабжённый проволочным каркасом,
чтобы предотвратить обвисание, и камера на штативе.
Н. Армстронг и Э. Олдрин на поверхности Луны. 21 июля в 2 ч 57 мин по Гринвичу Н. Армстронг спустился на поверхность Луны. Спуск Н. Армстронга на поверхность Луны Э. Олдрин снимал кинокамерой из верхнего люка. На поверхности Луны Н. Армстронг быстро собрал ~ 1 кг образцов лунного грунта на случай аварийного возвращения в лунный корабль. Э. Олдрин начал выход на поверхность Луны в 3 ч 14 мин по Гринвичу.

 

Астронавты перенесли телекамеру на 20 м от точки посадки, установили государственный флаг США, по радио доложили Президенту США о благополучной посадке на Луну; развернули рулон алюминиевой фольги и, установили его на шесте вблизи корабля для регистрации частиц инертных газов в солнечном ветре; на расстоянии 20 м установили лазерный отражатель, на расстоянии 25 м - пассивный сейсмометр. Затем Н. Армстронг и Э. Олдрин собрали около 28 кг образцов лунного грунта.

Э. Олдрин вернулся в лунный корабль в 5 ч 00 мин, Н. Армстронг в 5 ч 10 мин. Таким образом Н. Армстронг находился на поверхности Луны 2 ч 21 мин 16 сек.

После отдыха астронавты начали подготовку к старту с Луны.

ЖРД взлетной ступени лунного корабля был запущен в Т0+124 ч 23 мин, точно в расчетное время, проработал на полной тяге 435 сек, на 3 сек меньше расчетного номинального времени (так как тяговооруженность оказалась несколько выше номинальной) и сообщил взлетной ступени скорость 1690 м/сек. Активный участок траектории взлета состоял из двух фаз: взлета по вертикали, чтобы обеспечить прохождение траектории над лунными горами, и фазы выхода на орбиту искусственного спутника Луны. Через 10 сек взлета по вертикали при скорости 18,3 м/сек, на высоте около 76,3 м начался маневр поворота по тангажу одновременно с выходом на требуемый для встречи азимут. В конце маневра угол тангажа равнялся 52°.

ЖРД взлетной ступени выключился на расстоянии 307 км западнее места посадки лунного корабля и вывел ее на орбиту искусственного, спутника Луны 17,57/87,6 км

Дальше экипаж начал вести расчет четырех главных маневров, обеспечивающих встречу с основным блоком, находившимся на орбите ИСЛ впереди взлетной ступени на расстоянии ~500 км.

Все маневры в необходимой для встречи последовательности совершались с использованием ЖРД РСУ лунного корабля.

В первом апоселении в Т0+125 ч 21 мин 20 сек ЖРД РСУ сообщил приращение скорости 14,95 м/сек и через 20 мин радиолокатор встречи на взлетной ступени лунного корабля захватил основной блок и на нем с помощью УКВ дальномера и секстанта велись навигационные расчеты.

На активном участке в первом апоселении одновременно вводилась поправка, устраняющая угол смещения плоскостей орбит, возникающий вследствие ошибки в выборе азимута старта.

Совмещение двух аппаратов по фазе началось на концентрических орбитах и взлетная ступень догоняла основной блок с большей угловой скоростью на 0,072 град/мин.

Следующая проверка и коррекция плоскости орбиты проводилась через 29 мин после первого апоселения с таким расчетом, чтобы обе орбиты имели общий узел при переходе на постоянную разность высот в момент Т0+126 ч 19 мин 40 сек.

Окончательное фазирование и сближение началось в Т0+126 ч 58 мин 26 сек, когда линия визирования основного блока с местной горизонталью составляла угол 26,6°; вдоль линии визирования было сообщено приращение скорости 7,5 м/сек.

Взлетная ступень перешла на орбиту 113/80 км, ее угловая скорость уменьшилась и превышение над орбитальной угловой скоростью основного блока стало равным 0,032 град/мин.

В момент времени T0+127 ч 52 мин М. Коллинз начал маневрирование с целью осуществить причаливание и стыковку. При первом касании элементов стыковочного узла, внезапно включились ЖРД РСУ взлетной ступени и она начала вращаться относительно продольной оси, вращение удалось быстро остановить и стыковка была успешно завершена в Т0+128 ч 03 мин, на 3 мин позже расчетного времени. На осуществление всех этапов встречи и стыковки потребовалось 3 ч 33 мин.

После стыковки и герметизации туннеля Н. Армстронг и Э. Олдрин, взяв образцы лунного грунта, вернулись в командный отсек.

Астронавты сбросили взлетную ступень раньше расчетного времени, так как услышали шум в туннеле и в верхней части ступени.

Выход на траекторию возвращения к Земле. М. Коллинз включил ЖРД служебного отсека в Т0+135 ч 25 мин, когда корабль Apollo-11 находился за Луной; ЖРД проработал 149 сек, сообщил приращение скорости 1003 м/сек и перевел корабль на траекторию возвращения к Земле продолжительностью 59,5 ч.

24 июля корабль Apollo-11 приблизился к Земле, в Т0 +194 ч 48 мин командный отсек отделился от служебного отсека и через 15 мин вошел в атмосферу Земли на высоте 122 км со скоростью 11 025,5 м/сек на расстоянии 2380 км от расчетной точки посадки.

Главные парашюты открылись в T0+195 ч 11 мин, командный отсек произвел посадку в Тихом океане юго-западнее Гавайский о-вов в T0+195 ч 17 мин 53 сек на 1 мин 12 сек раньше времени, предусмотренного планом полета.

 

Источники

 

См. также

 

Информация

Итак, как говорится, "Поехали!".

01.01.10 сайт "Космический горизонт" начинает принимать посетителей.
Планов по развитию очень много, а уж как все получится - посмотрим.

 
смотреть

Вывоз шаттла Discovery на стартовую площадку
смотреть

смотреть

Полет над марсианским каньоном Эхус
смотреть

смотреть

Полет космического корабля Mercury 6 (Friendship 7)
смотреть

Все видео